Ваше мнение?

 

ИЗРАИЛЬ: УГРОЗА ОХЛОКРАТИИ

 

В.Боровский

Евреи всегда были большими любителями скандалов и склок, а в наше время свободные, раскованные, незапуганные израильтяне готовы поднять крик в любой момент. Нет, нет, конечно, есть исключения, но ведь их не слышно, все равно, что их нет. Если склонность к скандалам ограничивается сферой быта, это неприятно и неприлично, но терпимо. Ну, просто такая традиция не из лучших. Как известно, большинство израильтян соблюдают традиции.

Хуже, когда эта склонность проявляется в политике. Еще до получения независимости между разными еврейскими группировками шла постоянная борьба, даже порой вооруженная, несмотря на британскую оккупацию и нападения арабов. Причины вражды сейчас понять трудно: взрывные темпераменты, узколобый фанатизм, мелкое честолюбие плюс безответственность. После получения независимости началась открытая борьба, исход ее мог быть только один - гибель только что созданного государства. Похоже, это понимал только Бен-Гурион. Пришлось утопить «Альталену», чтобы привести кое-кого в чувство. Это было жестокое, но правильное решение: народ и вооруженные силы удалось объединить и в итоге победить врагов.

Но грызня не прекратилась. В крайне тяжелой ситуации только полусоциалистическая диктатура Бен-Гуриона позволила постепенно организовать экономику и укрепить армию. Социализм - это плохая система, но и здесь другого варианта практически не было.

Тем более, что режим не был настолько жестким, чтобы заткнуть рты крикунам. У них накопился опыт, усилилось моральное давление на власть, и с этого начался путь Израиля к охлократии. Давление начало влиять на политику страны. Примеров море, но вспомним только 1-ю ливанскую войну: бешеная антибараковская кампания за вывод войск, эмоциональное давление «Четырех матерей», умелая организация истерики в СМИ, трусость, если не хуже, «Аводы», не поддержавшей собственное правительство, - все это привело к поспешному и непродуманному выводу войск. Последствия сегодня всем вроде бы понятны, ругают Барака, но никто не решается признать, что «Четырех матерей» просто использовали в политических играх.

Выяснилось, что правительство не в состоянии противостоять психическим атакам, что определило стратегию и тактику использования охлоса в борьбе за власть. Появились профессиональные подстрекатели, организаторы, ангажированные журналисты… Естественно, кто-то заказывал и оплачивал музыку. К протестам, демонстрациям, митингам, пикетам, палаткам, сжиганию покрышек и бросанию камней прибавились бесконечные вздорные судебные иски, клевета, произвольные обвинения, личные оскорбления - при весьма благосклонном отношении ко всему этому правоохранительных органов. Травля премьер-министров превратилась в любимый вид спорта и начинается еще до формирования правительства. Рабин, Нетаньягу, Барак, Шарон, а теперь Ольмерт хлебнули этого удовольствия досыта. Премьеры тратят 90% времени и сил на борьбу за выживание, для серьезных проблем времени не остается. Ариэль Шарон, сильный и умелый лидер, отбивался от крикунов как медведь от своры собак. Он все же сумел вывести поселения из Газы, но и его достали. Даже бульдозер не выдержал.

После 2-й ливанской войны вакханалия вспыхнула с новой силой. Ольмерт - не Шарон, к тому же его позиции в Кнессете весьма шатки, он вынужден маневрировать и изворачиваться, чтобы сбить накал нападок и затянуть время.

В результате страна все ближе сползает к охлократии, то-есть власти толпы. Наивно полагать, что толпа действует осмысленно и действительно правит страной. Ею умело манипулируют люди, которые рвутся к власти любой ценой. А в Израиле к власти больше всех рвутся к власти те, кто не ощущает ответственности за судьбу страны и не думают ни о чем, кроме карьеры. Правящая в стране плутократия тоже расколота, тоже не ощущает ответственности и не думает ни о чем, кроме наживы. А все вместе они не понимают, что развал государства при нашем окружении - это его гибель. В итоге не будет ни карьеры, ни наживы.

Пресса и некоторые политики предлагают президентское правление. Его опасность сильно преувеличена, жаль, что не видно подходящего лидера, за которым пошел бы народ. Да и крикуны обгадят любого.

Настоящая же опасность - это угроза охлократии. Бесконечные требования об отставке правительства или министров незаконны и разрушительны для всей системы власти. Правительство должно работать 4 года, и только после этого его работу оценят избиратели. Существует также законный порядок досрочной смены правительства, вопли и истерики на площадях не входят в эту процедуру.

Анализ итогов 2-й ливанской войны в военной сфере - дело Генштаба, и никакие комиссии из ни за что не отвечающих людей не могут диктовать Генштабу и Министерству обороны, что им делать. В крайнем случае могут что-то советовать. Политический анализ - дело правительства и Кнессета. Чрезвычайные комиссии - это уступка демагогам только ради выигрыша времени. Все равно они и управляемый ими охлос не согласятся ни с какими решениями комиссий.

Не следует забывать, что охлос не представляет народ в целом. Есть еще молчаливое и довольно равнодушное большинство. Есть этнические и религиозные общины, живущие изолированно по собственным законам и плюющие на центральную власть, только вымогающие у нее деньги. Полиция и даже налоговая инспекция опасаются заходить в арабские, ультраортодоксальные и бедуинские кварталы и поселения, да и в незаконные форпосты тоже. Не только из-за возможных беспорядков, но также из-за трусости властей и правоохранительных органов, которые любой инцидент поворачивают против полиции, оставляя виновников беспорядков безнаказанными. Вот по отношению к репатриантам - все наоборот.

Есть немало «деятелей» из арабского сектора, из левых «борцов за мир» и религиозных фанатиков, которые занимаются прямой антигосударственной пропагандой и подстрекательством, тоже безнаказанно. Словом, страна медленно, но верно выходит из-под контроля властей и расползается по швам, чему способствует отсутствие внятной общенациональной идеи или цели.

Толпа и ее подстрекатели не несут никакой ответственности за принятые под их давлением решения, так же, как «Четыре матери» не отвечают за последствия вывода войск из Ливана.

Демагоги считают, что все это - издержки демократии. Ложь: демократия не означает слабости власти и тем более анархии. Она означает жесткую власть законов и полную свободу в рамках законов. Ее нужно защищать не только от диктатуры, но и от злоупотребления демократией, в том числе от охлократии. Ее опасность пока не вполне осознана. А ведь в осажденной крепости безвластие и раздоры недопустимы. Из-за них в свое время пал Иерусалим.

А как быть со свободой слова? Да пусть себе процветает в рамках законов.

А как быть с «оранжевой революцией»? Да никак. Израиль - не Украина, не Грузия и тем более не Таджикистан. Нам она ни к чему.

А как быть с охлократией? Если не найдутся ответственные и мужественные политики, которые не побоятся говорить народу правду, противостоять нарастающему давлению искусственно распаленного, организованного и оплаченного охлоса и добиться выполнения законов - будет худо. Всем.

Пока смелых не видно.

Ваше мнение?


BACK