ПРОЕКТ
БУДУЩЕЕ ИЗРАИЛЯ
ENGLISH
עברית

Дискуссия: Терроризм.

Re: Владимир Бен-Натин. Правовое определение террориста-самоубийцы
Автор: Анатолий Добрович, психотерапевт

Кто такой террорист-самоубийца?

Трагические события 11 сентября 2001 привнесли в наше сознание целый ряд новых вопросов, на которые сегодня стараются дать ответы многие психологи и психиатры. Ученые пытаются вообразить себе внутренний мир террориста-самоубийцы. Вникнуть в мотивы его акции. Не к месту поговорка "понять - значит простить"; д�ай Бог, по меньшей мере, смоделировать в себе то душевное состояние, которое "могло бы толкнуть на подобное меня самого". Понять - значит объяснить.

Не получается. И это симптоматично. Цивилизация, несмотря на все ее жестокости, приучила нас ставить себя на место другого индивидуума. Художественная литература и человекоохранительное судопроизводство сделали само собой разумеющимся, что колокол звонит "по каждому из нас". Мы готовы понимать не только преступника или умалишенного (хотя это труднее всего), но даже волка или акулу, не говоря уже о собаке или дельфине. И вот мы в постыдной беспомощности. Невольно задаешь себе вопрос: а не было ли это иллюзией - и "родовая принадлежность", и "причастность к живому", и "способность понимать"? Потому и трудно смоделировать внутренний мир какого-нибудь Мухаммеда Атты, что он видится нам за пределами общечеловеческого поля.

Попробуем все-таки свести концы с концами. Террористы-самоубийцы нередко жертвуют собой во имя МЕСТИ. Но мести кому, за что?.. Чем провинились тысячи убитых, никакого отношения к реальному конфликту Восток-Запад (или Юг-Север) не имевших?

Далее. Самоубийца-террорист, как выяснилось, верит, что немедленно попадет в рай. Следует уважать ВЕРУ; но что это за рай, куда приглашают убийц невинных людей?

Допустим, что допекла террориста лютая ОБИДА на западных обывателей. Опять не сходится. Порой он живет среди них годами. Пользуется их расположением, комфортом их быта, берет у них не только уроки самолетовождения, но и уроки приветливости, иронии, широты взглядов. Сомнительно, чтобы политкорректные европейцы или американцы хоть раз дали ему повод считать, что его ближневосточное, скажем, происхождение делает его в каком-нибудь смысле второсортным. Может, он впал в ДЕПРЕССИЮ и решил, покончив с собой, заодно наказать "весь подлый мир"? Но никаких свидетельств депрессии не наблюдается. Не получается и представлять его психически НЕНОРМАЛЬНЫМ, неспособным идентифицировать себя с другими - субъектом, чьи поступки мотивированы болезненно искаженным мировосприятием. Того же Атту задним числом характеризуют, как человека довольно замкнутого. Но вполне рассудительного, умеющего поддерживать контакты, способного к учебе. И вообще, не стоит приписывать безумие тем сотням, если не тысячам "шахидов", которые выполнили или готовятся выполнить свой террористический "долг". Центры исламского экстремизма едва ли делают ставку на непредсказуемых и неуравновешенных субъектов. Такие подводят.

Что же это за человеческий тип - террорист-самоубийца? А если "нечеловеческий", то откуда он берется? Сказать "озверевший человек" - суждение обывательское, ничего не проясняющее. Ясно одно: это член озверевшей организации, пропитывающей всех своих выкормышей нечеловеческой ИДЕОЛОГИЕЙ. Согласно ей, мир делится на "наших" и "чужих" (в исламско-экстремистском варианте - "неверных"), которых следует убивать. Для чего? Да хотя бы во имя торжества "наших" (в исламско-экстремистском варианте - "во имя Аллаха"). Гибель и страдания "неверных" демонстрируют ВЛАСТЬ "наших" над миром. Дело не в тоске, не в зависти, не в злости и не в мести. А в доказывании власти.

Здания-близнецы в Нью-Йорке были символом американской мощи. Именно ниспровергнуть, опозорить чужие СИМВОЛЫ - задача терроризма. К символам враждебного мира отнесены также ценность единичной человеческой жизни, соединение правосудия с терпимостью, принцип поступательного расширения прав и возможностей личности, принцип допустимой смены иерархий и приоритетов (свобода). Всему этому противопоставлен отход в глубокое прошлое, где якобы властвовал единственный принцип: подчинение СИЛЕ.

Аллах в этой системе представлений - верховная сила, обеспечивающая порядок повиновения сверху донизу. Не повинующийся должен быть уничтожен. Все мы, западные люди, таким образом, виновны уже тем, что не подчинены. Часть будет убита, остальные - подчинятся. Кукловоды, дергающие за нити международного террора, вероятно, преследуют цель действительного захвата рычагов управления миром. Но на уровне исполнителей достаточно горделивого чувства "праведности", что придает смысл жизни. И смерти.

Чтобы заменить живую, многозначную и зыбкую картину мира символически-выхолощенной и эмоционально упрощенной, надо воздействовать на человека с малых лет. Заразить его ненавистью, сила которой превышает не только инстинкт человечности, но и инстинкт самосохранения. Оскопить его разум до такой степени, что даже тень сомнения в правоте учителей покажется кощунственной. Научить при всем этом до поры держать на лице почтительно-скромную маску, чтобы двери перед носом не захлопывали. Как видим, это воздействие успешно осуществляется. И оно, это производство "живых бомб", преступнее, чем сам акт террора.

Но разве так уж незнакомы нам "железные" люди? "Гвозди бы делать" - и т.д. Мы уже видели "гвоздей" с классовой ненавистью. С идеей "расы господ". Идеологические эпидемии бушевали на наших глазах в ХХ веке. Новой, возможно, самой кошмарной эпидемией открылся век ХХI. Весь ужас состоит в том, что идея мусульманского мирового господства является древней, освященной традициями и потому легко подхватываемой. Бороться с нею трудно, страшно, но выбора у человечества нет.


Другие материалы по теме:
 

- Дискуссия в интернетовском "Русском Журнале"
- Владимир Бен-Натан. Правовое определение террориста-самоубийцы
- Исаак Розовский. Народный проект самозащиты.
- Анатолий Добрович. Кто такой террорист-самоубийца?
- Текст Международной Конвенции о запрещении живых снарядов.
- Елена Боннер. Обращение к мировой общественности в поддержку Народного проекта самозащиты.
- Анатолий Добрович. Кредо.

- Freddy A. Romm. Solution for "The Palestinian problem": that is not impossible!
- Владимир Голышев. Хочется обратить внимание...
- Марк Рац. Слово и дело в дискуссии о «живых снарядах»

- Александр Курганцев. Рыбы, птицы, человеки...

- Ася Ентова. Война с собственными страхами

- Модератор. О статье Марка Раца: Некоторые соображения к коцепции диалогического подхода в деятельности СМИ по формированию в обществе утановок толерантного поведения
- Дополнения и изменен�ия к Конвенции: Mark Winebrand, Almaz Roo-man Yestekow

- Владимир Боровский. Диагноз без рецепта.


Отсюда Вы можете отправить свое сообщение в Проект:

Your Name:               
Your Email Address:
Comments:


Attention! The first time, service of translations yet is not organized, we ask to send a material in three languages: Hebrew, Russian, English.

BACK

 


 

BACK